Наши курсы

центр раннего развития
В нашем центре раннего развития работают педагоги с высшим
специальным образованием и огромным опытом работы с детьми.

 
Кризисные периоды в развитии ребенка. Кризис 3 лет. 20.01.2010

Кризисные периоды в развитии ребенка. Кризис 3 лет.

Третий год жизни ребенка… Кажется, совсем недавно перед вами лежало беспомощное существо. Теперь ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста – еще один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого. На новом витке развития повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: возраст упрямства, строптивости, кризис самостоятельности, кризис независимости и т.д. Этот кризис часто выражен ярче, чем кризис одного года, и доставляет хлопот больше, чем предыдущий. По-видимому, это связано с тем, что к концу раннего детства ребенок намного самостоятельнее, менее зависим от взрослого, имеет достаточно высокую самооценку, позволяющую отстаивать свои права. Посмотрим, что же характерно для ребенка в период кризиса 3 лет.

Характерен для него целый набор симптомов поведения, который в психологии получил название «семизвездие симптомов».

Первый симптом – ярко выраженный негативизм. Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание , а стремление делать все наоборот. Причем такое стремление проявляется как будто даже против воли самого ребенка и часто в ущерб его собственным интересам. Кажется, что в  него вселилось постороннее существо, заставляющее  перечить окружающим и в словах, и в поступках. Суть негативизма заключается в том, что ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. При резкой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. «Это платье белое», – сообщает ребенку мама и получает вопреки всякой очевидности ответ: «Нет, оно черное». Причина такого поведения кроется, по мнению психологов, в отношениях ребенка и взрослого. Негативизм – это отношение не к предметной ситуации, а к человеку. Есть еще один момент, отличающий этот симптом. Ребенок, действуя наперекор взрослому, поступает и наперекор собственным желаниям. Если в раннем детстве поведение малышей зависит от  ситуации, от того что видит ребенок здесь и сейчас, то теперь в случае негативизма мы видим противоположную тенденцию – действовать вопреки очевидности.

Второй симптом кризиса 3 лет – упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Малыш может долго и упорно отказываться идти домой с прогулки исключительно потому, что он не желает изменить свое решение.

Третий симптом связан с проявлениями строптивости. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничто не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который у него сложился. Нежелание идти рядом с мамой за ручку, капризы по любому поводу – выражение этого симптома.

Следующий, четвертый симптом – своеволие: ребенок все хочем делать сам, борется за свою самостоятельность.

Остальные три симптома встречаются реже. Пятый симптом – бунт против окружающих. Ребенок будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. Шестой симптом -  обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать называть отца или мать бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. И наконец, седьмой симптом – в семьях с единственным ребенком встречается стремление малыша к деспотическому подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, а иногда и в агрессии к младшему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе.

Специалисты по детской психологии, описывающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «я». В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.

Некоторые психологи считают, что само явление кризиса считают, что само явление или слишком яркое проявление кризиса ненормально, связывают его с  несвоевременностью перехода ребенка от предыдущего этапа развития к последующему, полагают, что при правильном воспитании кризис не является столь ярким или неизбежным. Другие ученые, наоборот,  видят неизбежность кризиса и находят в нем положительные стороны,  поскольку, по их мнению, через противопоставление себя окружающему миру, ребенок  лучше осознает свои возможности, границы своего «я», овладевает своей эмоциональной и волевой сферой, усваивает правила через нарушение запретов.

Исследования, проведенные в последние годы, позволяют расширить представления о кризисе 3 лет. К этому явлению стали  относиться не только как к трудному периоду детства, состоящему в негативном отношении к взрослым, но и как к особому возрастному этапу, в котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка.

Говоря о кризисе первого года жизни можно было  сказать, что за негативной симптоматикой поведения часто скрывается положительная тенденция развития. Борясь против излишней опеки со стороны взрослых, ребенок стремится выйти в более широкий мир, отстаивает свое право на самостоятельность. То, что происходит к концу раннего возраста, является продолжением этой тенденции, но уже на новом витке развития.

Кризис 3 лет проявляется в трех сферах отношений ребенка: в отношении к предметному миру, к другим людям и к себе.

В отношениях с предметами ребенок все больше стремится к самостоятельности, все хочет делать сам без посторонней  помощи, даже если у него совсем ничего не получается.

Сюда же относится и острая аффективная реакция на критику в свой адрес, обида на самое невинное замечание.

Обостренная чувствительность к своему успеху и неуспеху часто выражается в излишней застенчивости. Ребенка начинают тяготить его неумелость, неловкость, которые могут заметить другие люди. Вместо « я не умею», часто ребенок говорит: « я не хочу этого делать», « я устал». В то же время малейший успех может вызвать несоизмеримую с ним бурную радость, хвастовство, желание получить как можно больше одобрения со стороны окружающих.

В этот период меняется и характер действий ребенка с предметами. Выполняя их, малыш все чаще руководствуется замыслом, представлением о конечном результате действия. Вмешательство взрослого, не понимающего, чего хочет ребенок, вызывает бурный протест, возмущение непонятливостью старшего. При этом ребенок часто толком не может объяснить, что же он в конце концов пытается сделать. Ему бывает трудно перевести в слова свой замысел. Обращает на себя внимание чрезвычайная настойчивость ребенка: он оказывается способным длительное время с удовольствием заниматься каким-то одним делом, отказываясь при этом от других, более привлекательных занятий и от помощи взрослых.

В этом возрасте возникает игра с воображаемым объектом. Хочется обратить внимание на это явление, так как оно, с одной стороны, свидетельствует о формирующемся воображении ребенка, а с другой – может оказаться симптомом неблагополучия в развитии малыша.

Вот например,

Трехлетняя Саша во время обеда попросила, чтобы немного еды оставили для соседской собачки Буки. Взрослые не возражали против этого, и Саша отложила часть своей порции в отдельную тарелку. После обеда она стала ходить по квартире с тарелкой и звать: «Бука, Бука, на» На вопрос взрослых, которым Саша вернула нетронутую еду, съела ли собачка угощение, девочка кивнула и сказала: «Еще попросила». Такое бескорыстное фантазирование полезно для развития ребенка, у которого реальный и вымышленный мир будут долго еще идти рядом и переплетаться, формируя его наглядно-образное мышление.

Но вот другая ситуация. Малыш прекрасно отдает себе отчет в том, что его рассказ о каком-то событии полностью выдуман, но он преобразует реальную ситуацию таким образом, что из нее исчезают обидные, нежелательные для него подробности и появляются новые, возвышающие его в собственных и чужих глазах. Часто ребенок проявляет недюжинную способность сваливать свою вину на другого, чтобы избежать наказания. Если такие истории ребенок рассказывает слишком часто, следует задуматься над причиной, не упустить момента, когда фантазирование может превратиться в лживость. А причиной этому могут оказаться слишком строгое обращение, регулярные наказания, отсутствие ласки, тепла в обращении с ребенком, недостаток в поощрениях. Все это приводит к появлению у ребенка чувства неуверенности в себе и, как следствие, к попыткам с помощью обмана защитить свое «я», избежать наказания.

Описанное  корыстное фантазирование относится уже к области отношений ребенка со взрослыми, а так же его отношения к себе. В сфере отношений со взрослыми лежит и острая потребность ребенка в оценке своих действий. Уважайте своего ребенка и чаще хвалите его.

Уже знакомая нам Саша, получив от мамы похвалу за помощь по хозяйству, на следующий день начала сама убирать свою комнату. Мама, занятая срочной работой, не заметила усилий девочки. Саша долго ждала реакции мамы и, не дождавшись, ворвалась в мамину комнату со слезами на глазах: «Когда ребенок убирает, он молодец?» - « Молодец», - растерянно ответила мама. «Ну так и скажи, что молодец!»

Так в чем же кроется причина кризиса трех лет, симптомы которого мы обрисовали? Как за этой пестрой картиной разглядеть, почему он становится трудным?

На первом году жизни ребенка занимают различные свойства предметов. Он перекладывает их с места на место, бросает, вкладывает один в другой, ставит друг на друга. Позднее малыш начинает осваивать действия с предметами, которые регулярно наблюдает у взрослых и которым его обучают. Такие действия называют орудийными.

Но то что ребенок воспроизводит действия по образцу, еще не означает, что он осознает их смысл. Он выполняет их потому, что  этого хочет и требует от него взрослый, который является непререкаемым авторитетом. Свои первые предметные действия ребенок осуществляет для взрослого. Именно взрослый  и его требования становятся мотивом той деятельности, о которой мы говорим. Лишь постепенно, по мере роста самостоятельности ребенка, развития его сознания, он начинает понимать смысл того,  что он делает. Шаг за шагом отходя от взрослого, он открывает для себя важность своих действий. Таким образом, постепенно изменяется мотив его деятельности: самым важным в ней становится не желание взрослого, а достижение результата.

Ребенок начинает стремится к достижению желаемого результата. Конечно, процесс действия еще очень важен для него, а в игре остается главным, но в реальной жизни, при утилитарном использовании предметов, ребенок хочет получить такой же результат  что и взрослый.

Однако результат своего действия ребенок пока еще не в состоянии оценить правильно. К тому же он привык во всем полагаться на  взрослого. Именно оценка взрослого становится для ребенка раннего возраста мерилом его успеха и неуспеха, а отношение малыша к себе начинает опосредоваться достижениями в предметной деятельности.

Что же такое оценка взрослого и какова она должна быть? Постепенно в ходе овладения сначала манипуляциями, а потом и предметными действиями, ребенок начинает ощущать потребность в оценке взрослым своих действий. На фоне положительной общей оценки взрослый оценивает действия малыша, у которого соответственно формируются конкретная самооценка. Последняя может быть не всегда положительной – ведь  не все, что делает ребенок, хорошо. При правильном воспитании у ребенка существует два вида самооценки: абсолютная, при которой он несмотря ни на что чувствует и знает, что его любят, и конкретная, которая зависит от ситуации и может быть как положительной, так и отрицательной. Но все же  абсолютно положительное отношение к себе доминирует у ребенка и зачастую приходит в противоречие с порицаниями, которые неизбежны. Вот здесь и кроется причина многих негативных явлений раннего возраста и по сути – причина кризиса 3 лет.

Таким образом предметный мир становится для ребенка раннего возраста сферой его практической деятельности и самореализации. Достижения способствуют появлению самолюбия – мощного стимула к самосовершенствованию. Благодаря тому, что «я» ребенка тесно связано с достижениями, создаются объективные предпосылки для освобождения самооценки от мнения окружающих, что служит основой развития чувства самоуважения. У ребенка появляется гордость за свои достижения, которая и является положительным итогом кризиса 3 лет.

Так за негативной  симптоматикой поведения детей психологам удалось увидеть те позитивные приобретения, которые являются стимулом дальнейшего психического развития. Постепенно, на протяжении дошкольного возраста, этот позитив укрепляется, наполняется новым содержанием, а самооценка становится более адекватной. Смягчаются негативизм, упрямство, своеволие. Развитие ребенка входит в более спокойное русло. Кризисный период, пик которого приходится на возраст от 2,6 лет до 3,2  лет сменяется  достаточно спокойным дошкольным детством.

Какова же стратегия поведения  грамотных родителей?

Прежде всего взрослые должны сохранять и оберегать общее положительное отношение ребенка к самому себе. Если он не может справиться с каким-то заданием, не следует давать отрицательную оценку его личности. Такие слова, как «неумеха», «растяпа»,  больно ранят малыша, отрицательно влияют на развитие инициативы, воспитывают неуверенность в себе, гасят любознательность. В случае неудачи нужно, наоборот, подбодрить ребенка, внушить уверенность в своих силах. « Ты уже многое умеешь делать. Ты молодец. Я уверен, ты и этому научишься. Смотри как это делается, и попробуй еще раз. Если хочешь, я тебе помогу».

Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей. Дети очень ревниво относятся к похвалам другого ребенка и подчеркивание неудачи на фоне успеха другого ребенка может вызвать недобрые чувства к сверстнику.

Когда ребенок часто упрямится, противопоставляет себя окружающим, не вступайте с ним в бесконечные споры. Там где возможно, давайте ему право выбора что и как он будет делать. («Ты сегодня будешь пить молоко из синей или из красной чашки?» «Будем надевать комбинезон  с правой или с левой ноги?» Упрямство детей часто связано с чрезмерным стремлением родителей подчинить ребенка своей воле.

Старайтесь не драматизировать кризисную ситуацию и смягчать конфликты, внося в них долю юмора. Уважайте замыслы малыша, внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность его делами. Нелюбимые дела ( обтирание холодной водой, зарядка, что любят не все дети) можно перевести в увлекательную игру.

В то же время нельзя идти на поводу любых желаний ребенка. Если  вы позволите ему с помощью истерики добиваться цели, это станет устойчивой формой поведения. Сдержитесь, сделайте вид, что вас не волнует истерика, и ребенок быстро поймет, что таким образом он ничего не добьется. Бесполезно увещевать и наказывать ребенка в момент истерики. Ребенок, находящийся в состоянии аффекта, непроницаем для разумных доводов, а гнев и наказание только подстегнут аффективное поведение.

Кризисные явление могут пройти почти незаметно, если с первых дней жизни малыша вы будете учитывать его потребности, правильно организовывать общение с ним и его индивидуальные занятия, уважать его личность и научите его уважать и любить других.


Возврат к списку























Адрес: г. Москва, ЮАО, ул. Кантемировская д. 7 к. 1, тел.: 8-916-142-00-40, e-mail: moesolnishko@mail.ru
© «Моё Солнышко» 2009–2012
Мое солнышко - раннее развитие детей, центр развития, детские центры ЮАО




Разработка сайта, продвижение сайта - Импет Создание и
поддержка сайта

центр раннего развития