Наши курсы

центр раннего развития
В нашем центре раннего развития работают педагоги с высшим
специальным образованием и огромным опытом работы с детьми.

 
Необходимость и возможности нейропсихологической диагностики и коррекции 14.03.2011

Необходимость и возможности нейропсихологической диагностики и коррекции

Рождение ребёнка для родителей большая радость, но и большая ответственность. Каждая любящая мать видит своего ребёнка необыкновенным, самым одарённым и талантливым. Но не все знают, что развитие его способностей напрямую зависит от развития высших психических функций. Любой ребенок обладает определенным набором высших психических функций - память, внимание, восприятие, речь, представление пространства, мышление, и т.д.). Психические функции не даны ребенку изначально, они проделывают длительный путь развития, начиная с внутриутробного периода. Их развитие происходит с возрастом постепенно, по индивидуальной программе. Каждая из этих функций связана с работой определенных областей головного мозга. Часто случается, что начинается бурное развитие одного психологического фактора (например, пространственных представлений или избирательности памяти), в то время как другой находится в состоянии относительной стабильности, и, как правило, у ребенка познавательные процессы функционируют неравномерно. Как следствие, неудачи в учебном процессе.

Изучением психических функций и их взаимосвязей с конкретными участками мозга занимается нейропсихология — одна из наиболее современных наук на стыке психологии и медицины. Детская нейропсихология объективно выявляет причины расстройства мозговой деятельности - осложненные беременность и роды, перенесенные черепно-мозговые травмы, судороги, инфекции и другие заболевания нервной системы.

Нейропсихологическая диагностика представляет собой безаппаратный, психологический метод исследования. В его основе лежат нейропсихологические пробы (определенные задания и упражнения), созданные основоположником нейропсихологии отечественным ученым А. Р. Лурия и адаптированные для детского возраста. Такое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности. Диагностика позволяет определить уровень текущего психического развития ребенка, сделать прогноз развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, разработать индивидуальную программу коррекции, на её основе обеспечить профилактику возможных психологических проблем. Родителям будущих первоклассников в ходе беседы по результатам диагностики психолог даёт рекомендации по повышению эффективности обучения, выбору направленности школы (класса). Целью нейропсихологической диагностики является выявление актуального уровня развития ребенка, исследование высших психических функций, т.е. зрительно-предметного гнозиса, восприятия, внимания, памяти, мышления, фонематического слуха, пространственного представления, основ саморегуляции, соматогнозиса, а также развитие сенсо-моторного уровня (уровень действий и ощущений).
Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребенку начиная с 5 лет, даже если родители не видят особенных проблем в его развитии. Это поможет определить уровень актуального развития ВПФ (высших психических функций) и в случае необходимости скорректировать отстающие в развитии звенья. Своевременная профилактика позволит родителям подготовить ребёнка к обучению в современной школе, где, как известно, дети систематически испытывают значительные перегрузки, в условиях которых начинают проявляться отставания в учёбе, появляются поведенческие проблемы. Эти симптомы не что иное, как отголоски нескорректированных ранее звеньев в цепи взаимодействия ВПФ. Эти звенья ранее не были в достаточной степени актуализированы и поэтому не проявляли слабости. Попав в условия повышенных нагрузок, стала очевидна их недостаточность на общем, казалось бы, благополучном ранее фоне.
Известные отечественные нейропсихологии Т.В. Ахутина и Н.М.Пылаева изучая данную проблему приводят следующий пример: при обучении ребёнка письму необходимо учитывать все входящие в данную функцию компоненты их готовность к формированию новой функции. Такими компонентами являются: готовность к переработке слуховой, кинестетической, зрительной, зрительно-пространственной информации; зрелость серийной организации движений и действий, т.е. того как ребёнок двигает рукой, копирует изображение; уровень программирования и контроля произвольных (волевых) действий; готовность поддерживать рабочее состояние, а также готовность поддерживать рабочую позу, избегать гипертонуса мышц. Это примерный перечень тех звеньев, которые в сохранном состоянии обеспечивают успешное овладение письмом. Не трудно догадаться, что достаточно несформированности или отставания одного из звеньев данной цепи чтобы процесс обучения письму превратился в пытку для ребёнка, родителей и учителя.
Другой пример приводит практический психолог, имеющий огромный опыт нейропсихологической практики ИвановаЕ.М. на своём сайте iemcko.narod.ru: при функциональной несформированности височных структур левого полушария дети испытывают трудности речевого звукоразличения. В жалобах таких детей часты ссылки на то, что учитель говорит очень быстро, много непонятных слов, а в классе всегда очень шумно. Родители же, помимо вопиющей безграмотности ребенка, отмечают, что им приходится по нескольку раз окликать его, прежде чем он отзовется и поймет, что от него требуется. Для такого ребенка близкие по звучанию слова (например, хвост-гость или бочка-почка) могут звучать одинаково. Такая недостаточность звуковой дифференцировки обращенной речи может приводить к снижению понимания ее смысла. При чтении наблюдается "проглатывание" окончаний, затруднения в расстановке ударений; оно плохо интонировано, не дифференцировано в соответствии со знаками препинания. Слухо-речевая память тоже страдает В связи с этим затруднено понимание и запоминание прочитанного. Наблюдаются связанные с этим эмоциональные проблемы такие как замкнутость, молчаливость.
Из приведённых примеров следует, что в современной детской популяции преобладают системные нарушения психических функций, т.е. если, например, у ребёнка диагностируется нарушение внимания, то скорее всего проблемы будут наблюдаться и с запоминанием материала, трудностями письма под диктовку и списывания с учебника и доски, усвоением устного материала на уроках, программированием и контролем деятельности., а это неизбежно влечёт поведенческие проблемы. Ребёнку трудно воспринимать информацию, он отвлекается, переспрашивает, не может усидеть на месте, мешает окружающим, получает замечания и негативные оценки учителей, теряет интерес к процессу обучения, чувствует себя неуспешным, страдает самооценка, а это влечёт эмоциональные проблемы. Приведённый пример показывает, что зачастую одни и те же поведенческие трудности ребёнка могут быть обусловлены различными причинами: актуальным состоянием высших психических функций или же глубинными, личностными переживаниями ребёнка. С другой стороны, одна из причин может повлечь за собой осложнения в другой сфере. Данная диагностика поможет выявить первопричину имеющихся трудностей и определить в каком направлении работать в данный момент будет наиболее эффективно для ребенка.
В настоящее время установлено, что успешное обучение в школе возможно только при определенном уровне зрелости высших психических функций, что в 6–7 лет наблюдается далеко не у каждого ребенка. Особого внимания при этом требуют дети – левши и дети, у которых ранее выявлялась задержка психического и (или) речевого развития, ММД, СДВГ, часто болеющие дети, дети, перенесшие травмы головного мозга, имеющие патологии внутриутробного развития (например, гипоксию), энцефалопатию. Незрелость или недостаточность какой-либо психической функции могут значительно затруднить, а иногда, сделать невозможным успешное обучение в школе даже у детей с высоким интеллектом. Следовательно, нейропсихологическое исследование дошкольников позволяет выявить уровень развития каждой высших психических функций (памяти, внимания, мышления, и др.) в текущий момент времени и в случае необходимости, устранить имеющиеся проблемы к моменту поступления ребенка в школу.
Диагностика проводится в присутствии родителей, наглядно демонстрируя первопричины тех или иных трудностей ребенка. По результатам обследования делается четкий вывод об актуальном состоянии высших психических функций (ВПФ): внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими для успешного обучения ребенка в школе. По итогам обследования психолог проводит консультацию с родителем, в ходе которой подробно объясняет результаты диагностики, дает общие индивидуальные рекомендации и намечает курс коррекционной работы с учетом физиологических и личностных особенностей ребенка.

Консультация нейропсихолога необходима, если ребенок:
  • не может сосредоточиться, рассеян,
  • пишет как «курица лапой»,
  • невнимателен,
  • долго делает уроки,
  • быстро устает,
  • пишет и читает с ошибками,
  • делает «глупые ошибки»,
  • плохо запоминает,
  • гиперактивный,
  • воспринимает информацию только зрительно, а на слух не может

В своем развитии ребенок проходит несколько этапов онтогенетического развития. Не всегда это развитие проходит гладко. На него могут повлиять факторы:
  • особенности пренатального развития – период внутриутробного развития
  • особенности постнатального развития – период послеродового развития
  • биологические и социальные факторы

В каком возрасте можно проводить диагностику?
Диагностику психического развития детей можно проводить от 4–5 лет до старшего школьного возраста (13–14 лет).

Что входит в психологическую диагностику?
В нейропсихологическую диагностику входит определение уровня развития:
  • мелкой моторики рук и координации движений;
  • зрительного, слухового и тактильного восприятия;
  • зрительной и слухоречевой памяти;
  • пространственных и квазипространственных представлений;
  • интеллектуальных процессов;
  • мотивационной сферы;
  • личностно-эмоциональных особенностей;
  • аномалии развития.

Статью подготовила психолог
Ольга Александровна Горбатенко

Возврат к списку























Адрес: г. Москва, ЮАО, ул. Кантемировская д. 7 к. 1, тел.: 8-916-142-00-40, e-mail: moesolnishko@mail.ru
© «Моё Солнышко» 2009–2017 / Политика конфиденциальности + Пользовательское соглашение
Мое солнышко - раннее развитие детей, центр развития, детские центры ЮАО




Разработка сайта, продвижение сайта - Импет Создание и
поддержка сайта

центр раннего развития