Наши курсы

центр раннего развития
В нашем центре раннего развития работают педагоги с высшим
специальным образованием и огромным опытом работы с детьми.

 
«Ранние» дети – рецепт от кризиса 29.10.2009

«Ранние» дети – рецепт от кризиса

Парадоксальное явление: во время кризиса родители стали вкладывать больше средств в развитие детей. Оправдан ли столь долгосрочный вклад? Какие преимущества даёт раннее развитие? Как избежать ошибок и трудностей?

Рассказывает детский психолог, педагог, руководитель московского центра раннего развития «Мое солнышко» Валерия Владимировна Рулькова.

— Согласно прогнозам, наши дети будут жить в условиях жесткой конкуренции. Лучшие места под солнцем смогут занять лишь самые умные, креативные, выносливые. И чтобы вырастить таких конкурентоспособных детей, надо с самого раннего возраста заниматься их развитием. Насколько справедлив такой подход?

— Жизнь сейчас действительно сложная. Кризис затронул не только область экономики. Не секрет, что в упадке находится и сфера детского образования. Система детсадовского и школьного обучения не подразумевает индивидуального подхода к ребенку. Большинство школ выпускают «середнячков», «серых мышек». О какой-то серьезной конкурентоспособности таких детей говорить, увы, не приходится. Многих мам и пап такое положение дел вполне устраивает. Каждому своё. Но думающие родители — те, кто заинтересован в качестве жизни и образования своих детей, всё чаще занимают другую позицию. А именно, берут интеллектуальное и творческое развитие детей в свои руки. Самостоятельно решают, по каким методикам и в каких учреждениях будет происходит обучение их ребёнка. Принимают в этом самое деятельное участие. Эти люди заслуживают уважения хотя бы потому, что своими силами пытаются противостоять зомбированию и деградации детей через ТВ, компьютерные игры, порнографию. И раннее развитие в этом смысле – тот самый фундамент, та самая основа для последующего развития гармоничной, интеллектуальной личности.

— Но ведь раннее развитие — это приличная нагрузка на ребенка. Есть мнение, что её осиливают лишь от природы одаренные дети. Означает ли это, что активно развивать «среднего» ребенка бессмысленно?

— Нет, это суждение в корне неверно. Американские ученые еще лет 10 назад пришли к выводу, что истинную и полноценную работу мозга определяют впечатления и опыт, обретаемые после рождения, а не врожденные свойства мозга. Так что каждый ребенок уникален. Каждый появляется на свет со способностью к обучению и развитию. Формирование мозга продолжается еще долгое время после рождения. Он не просто увеличивается в размерах, как ручки или ножки. В нём образуются новые и новые мельчайшие соединения, ответственные за способность чувствовать, обучаться и запоминать — за все, для чего мозг и предназначался, но делать еще не умеет. И именно ранние детские впечатления определяют то, каким образом будут подключены сложные схемы мозга. Скажем, если малыш всё раннее детство проводит «под телевизором» и почти не видит живых людей, развитие функций его мозга затрудняется. Если же родители достаточно занимаются с малышом, дают ему возможность общаться, набираться впечатлений, — мозг ребенка будет активно развиваться. А значит, постепенно малыш будет становиться всё более любознательным, смышленым. У него будет более богатый спектр эмоций, более грамотная речь, более выраженные творческие способности. Не могу согласиться и с тем, что раннее развитие «напрягает», «грузит» ребенка. Ведь речь тут не идёт о каком-то серьезном обучении, скорее – о развитии познавательной активности. Детям любопытно абсолютно все: лужи на асфальте, звон трамвая на улице, буквы и цифры на вывесках домов, голос в телефонной трубке. Все это кажется ребенку чудом. И если родители сумеют разделить с ним это удивление и радость познания, это даст ему уверенность, что его наблюдения важны и ценны, что к ним прислушиваются. И тогда его интерес к знаниям будет возрастать сам собой. И напротив: нельзя заставлять ребенка заниматься против его желания. Насилие не приносит радости и потому даёт обратный эффект. Формирование мозговых систем останавливается.

— А что для ребенка лучше — домашние занятия с родными или посещение специальных курсов, обучение в группе?

— Конечно, внимание родителей, бабушек и дедушек для ребенка бесценно, особенно в первые три года жизни. Ученые выяснили, что у детей-сирот, полностью лишенных родительской ласки, важнейшие области мозга остаются недоразвитыми. А богатый эмоциональный багаж, наоборот, ускоряет их созревание. Даже самые простые игры — «ку-ку», потешки, песенки — учат малыша общению лицом к лицу. Но со временем круг общения ребенка должен постепенно расширяться. И будет лучше, если малыш придет вместе с мамой или папой в группу. Станет осваивать новые навыки вместе с такими же крохами. Родители при этом будут рядом. Это обеспечит малышу спокойствие и уверенность в своих силах.

— Центров раннего развития немало. Как выбрать подходящий? На что обращать внимание — на оригинальность используемых методик, на образование педагогов, наличие у них собственных детей?

— Выбор детского центра — дело серьезное. Ведь это одно из первых общественных мест, куда вы придете с ребенком. Поэтому, в первую очередь, это должно быть чистое комфортное помещение, предназначенное для занятий с детьми. Конечно, педагоги должны быть квалифицированные. Очень важно, чтобы они умели и любили общаться с детьми, отдавали им часть своей энергетики, были открытыми, приветливыми. Методики имеют значение. Но главное, как они преподносятся педагогом: как интересная игра, приносящая радость и удовольствие, или как нечто неизбежное, как задание, которое нужно во что бы то ни стало выполнить. Лично я всегда за первый вариант. Ребенок должен ощутить радость, а не усталость и опустошенность. Также хороший критерий центра – это внимание и доброжелательность персонала к родителям.

— Считается, что мальчики интеллектуально и эмоционально на 1—2 года отстают от девочек. И поэтому заниматься с мальчиками раньше трёх лет бесполезно — ничего не поймут и не усвоят. Неужели к вам в центр приводят только девочек?

— Нет, мальчики в развитии не отстают, просто у них оно происходит иначе. У мужчин и женщин есть небольшие различия в работе мозга, поэтому обучаются девочки и мальчики по-разному. Например, мальчики проблему изучают долго, во всех деталях. У них в каждый период жизни есть «своя тема», свой интерес. Девочки хотят знать «все и сразу». У них множество интересов. Они более эмоциональны. На занятиях в нашем центре много и мальчиков, и девочек. Посещение группы развития никак не зависит от пола ребенка. Главный мотив для визита в центр — активная заинтересованность родителей в том, чтобы жизнь малыша была яркой, интересной, эмоционально насыщенной. Ведь это отличный старт в будущее.

— Но при таком быстром старте некоторые дети рискуют быстро «перегореть», столкнуться с разными психологическими проблемами. Например, при поступлении в школу многие «ранние» дети подолгу не могут адаптироваться. С ровесниками им неинтересно, скучно. А при зачислении сразу в старшие классы они отстают от взрослых ребят физически. Получается, что всюду они изгои. Страдают от непонимания и одиночества. Есть ли выход из этого положения?

— Да, все действительно очень непросто. На сегодняшний день у нас есть множество детских центров и курсов, где малышам дается возможность всестороннего развития. Но в обычных массовых средних школах эти знания, умения и навыки становятся практически невостребованными. Лишь немногие школьные педагоги осуществляют индивидуальный подход к ребенку. Большинство работает, условно говоря, «на троечника». Поэтому даже одаренные дети со временем уже не отличаются от остальных. Конечно, вся наша система образования нуждается в обновлении. Мир вокруг нас быстро меняется, меняются и наши дети. Методы обучения и воспитания тоже должны меняться. И детский сад, и школа должны стать тем местом, где ребенок в полной мере может проявить себя, раскрыть все свои способности. Всё это возможно, если с детьми работают по-настоящему увлеченные педагогикой люди. Но такие специалисты сейчас становятся большой редкостью и ценятся на вес золота. В нынешних условиях можно посоветовать родителям только одно: выбрав курс на полноценное развитие ребенка, не сворачивать с него вплоть до поступления в вуз. Вместо обычной школы рядом с домом морально готовьте ребенка к гимназии или лицею. Благо, в больших городах есть спецшколы для детей с самыми разными способностями. Надо лишь вовремя туда устроиться. Как говорится, дорогу осилит идущий.

— Есть точка зрения, что раннее обучение непременно приводит к нервным срывам. Насколько она правдива?

— Развитие событий идет по такому сценарию лишь при определённых условиях. Прежде всего — если занятия проходят в принудительной форме. Если родители хотят от ребенка беспрекословного подчинения. Если малыш боится не оправдать надежд родителей, боится неудач и видит их негативную реакцию на свои ошибки. Вот тогда срывы возможны. Но при чем здесь раннее развитие? Скорее, дело здесь не в нём как таковом. А в том, что родители не умеют общаться с ребенком. Видят в нем инструмент для своих достижений, пытаются манипулировать малышом. Но в эмоционально напряженной атмосфере развитие замедляется, чем бы ребенок не занимался. Травма повышает уровень гормона кортизола, и тот обжигает чувствительный мозг подобно кислоте. В результате у детей, подвергшихся жесткому обращению, происходят необратимые изменения. В коре головного мозга у них становится на 20-30 процентов меньше зон, которые отвечают за эмоции. Родители, которые заинтересованы в благополучии своего малыша, уделяют ему много времени и внимания. Помогают решать проблемы, поддерживают в случае неудач, учат преодолевать трудности. Любящие родители всегда «на стороне своего ребенка». И это самая главная страховка от нервных срывов. За все время работы нашего центра ни один ребенок не страдал от депрессий, перевозбуждения, неврозов. Более того, подросшие дети до сих пор помнят, как посещали наш центр, и с удовольствием приходят в гости.

— Знаю, что некоторые родители так гордятся своими «ранними» детьми, что буквально надевают на них корону. Их «звёздные» мальчики и девочки вырастают умными, но высокомерными существами. Как предотвратить такие проблемы?

— Это проблема не только «ранних» детей. Скорее всего, дело в характере ребенка. На сегодняшний день известно, что некоторые черты характера обусловлены генетически, например, застенчивость или склонность к риску. Наличие гена само по себе ничего не гарантирует, а лишь открывает путь тем или иным чертам характера. Чтобы эта особенность проявилась, внешняя среда должна «включить» ген. Что и происходит в случае, если склонных к высокомерию детей постоянно нахваливать и называть самыми умными и талантливыми. Их гордыня от этого будет только прогрессировать. Зато по отношению к застенчивым детям такой подход может оказаться весьма эффективным. Похвала будет повышать их самооценку, придавать уверенность в своих возможностях. Как видите, везде нужен индивидуальный подход. К счастью, любые нежелательные черты характера можно корректировать. Например, высокомерному малышу нужно показать, что ему есть еще чему поучиться. Что даже очень способный и начитанный ребенок не обладает тем опытом и мудростью, которые есть у взрослых. «Звёздному» ребенку полезно общаться, делиться своими знаниями с другими ребятами. Это помогает снять барьер высокомерия и найти новых друзей.

— Многих родителей интересует, как происходит отбор детей в школы раннего развития? Можно и нужно ли как-то тестировать годовалых крох?

— Нет, конечно. Никакого отбора и тестирования в детских центрах нет и быть не должно. Это не обучение, где надо знать начальный уровень подготовки. Каждый ребенок развивается, хотим мы того или нет, но в наших силах расширить границы в развитии ребенка, подарить ему много новых возможностей, умений, навыков, впечатлений и эмоций не только на занятиях в центре, но и в жизни.

— Что вы можете посоветовать тем мамам, которые по разным причинам не могут водить детей на курсы, но хотят полноценно развивать детей дома? На какие методики обратить внимание? На развитие каких навыков и эмоций сделать особый упор?

— Думаю, что методики нужно оставить специалистам, под их руководством занятия пройдут более грамотно и эффективно. Педагог покажет маме, как правильно и грамотно работать с тем или иным пособием, с методиками, которые есть на сегодняшний день. А для этого нужно прийти в хороший детский центр раннего развития. В заключение хочется сказать всем родителям, что нет ничего естественней медленного, но неуклонного вхождения ребенка в мир, который все шире раскрывается перед ним. И начинается это с мамы и папы, с родственников, с воспитательниц в детском саду. Потом появляются друзья, учителя в школе, а там уж за него берутся телевизор и магазины. Для того чтобы совершить этот путь, ребенок и появился на свет. Он рождается исследователем, которому не терпится попробовать мир на вкус и на ощупь, постичь и познать его. Идите рядом, покуда хватит у вас сил.

© Наталья ДАЛЬНЕВА «Женское здоровье»



Возврат к списку























Адрес: г. Москва, ЮАО, ул. Кантемировская д. 7 к. 1, тел.: 8-916-142-00-40, e-mail: moesolnishko@mail.ru
© «Моё Солнышко» 2009–2017 / Политика конфиденциальности + Пользовательское соглашение
Мое солнышко - раннее развитие детей, центр развития, детские центры ЮАО




Разработка сайта, продвижение сайта - Импет Создание и
поддержка сайта

центр раннего развития